Постнеклассическая психология 2006-2007, № 1

 

От редакции

 Перед вами очередной выпуск «Постнеклассической психологии» – журнала, посвященного современным направлениям исследований и практики в психологии, социальной работе и гуманитарных дисциплинах. Характерной особенностью собираемых в журнале публикаций является рефлексия социально-культурного контекста, в котором существуют их авторы и герои. Последнее и позволяет отнести формирующееся на страницах журнала сообщество идей к типу «постнеклассического» знания.

Как и в прошлых номерах, мы стремимся представить читателю работы, сочетающие в себе научное и практическое, личное и профессиональное. Такова, например, статья Губерта Херманса, в которой развернуто представлены теория и метод разрабатываемого им диалогического подхода в психологии и психотерапии. Отметим, что большая часть статьи отражает этап творчества автора конца 1980-х, послуживший созданию признанной среди исследователей и практиков за рубежом, но практически  неизвестной у нас мотивационно-смысловой теории личности («теории валюации»). В период с начала 1990-х по настоящее время Г.Й.М. Херманс стал одним из основных идеологов подхода, получившего название теории «диалогического я» (dialogical self). Идеи М.М. Бахтина, переживающие сегодня возрождение в гуманитарных дисциплинах по всему миру,  привлекают внимание самых разных специалистов. Для многих из них регулярным местом встречи стали конференции по «диалогическому я», которые проводятся каждые два года в крупнейших научных центрах Европы – первая конференция состоялась в г. Ниймеген (Нидерланды) в 2000-м году, пятая планируется в Кембридже (Великобритания) в 2008-м. Мы бы хотели отметить близость подхода Г.Й.М. Херманса, совмещающего в себе черты номотетического и идиографического, отечественой конструктивистской традиции, в частности, психосемантике (см., напр., статью В.Ф. Петренко в 1-м номере данного журнала за 2004 г.). Однако в то время как в психосемантике предметом исследования являются в основном значения, существующие в массовом сознании, теория Г.Й.М. Херманса получает свое приложение прежде всего в психологической консультации.

Польская школа нарративного подхода[1] в академической психологии представлена в нашем журнале публикацией Ежи Тжебиньского. В Польше под его редакцией в 2002 г. был выпущен сборник «Нарратив как способ понимания мира». В первой части статьи Е. Тжебиньский приводит результаты серии экспериментов с целью проверить гипотезы о важности нарративного модуса[2] понимания мира и других людей. В то время как у многих нарративный подход часто ассоциируется с преимущественно описательным, «дильтеевским» исследованием, Е.Тжебиньский действует в рамках методологии социально-психологического экспериментирования. Можно сказать, что он стремится понять и  объяснить функционирование нарративного модуса на языке логико-парадигматического (по Дж.Брунеру). С точки зрения Е. Тжебиньского, эти исследования указывают на связь сформированности понимания нарратива и социально значимых характеристик поведения у людей, в частности, готовности оказать помощь незнакомому человеку. Вторая часть статьи посвящена эмпирическим исследованиям я-нарративов – историй, главным героем которых выступает их рассказчик. В настоящее время я-нарративы – один из наиболее распространенных объектов исследования в нарративной психологии (см. публикации Т.Р. Сарбина, Дж. Брунера в прошлых выпусках нашего журнала, а также работу Г.Й.М. Херманса в данном номере). Е. Тжебиньский, как и многие другие авторы, разделяет точку зрения, что культура предоставляет людям сравнительно ограниченный репертуар нарративных схем для описания событий, которые «случаются» в их жизни. Следуя доминирующей в психологии личности традиции исследования индивидуальных различий, Е. Тжебиньский рассматривает «нарративные» личностные свойства и склонности (например, тенденцию к предпочтению человеком определенного типа сюжетов в рассказах о себе). Если рассматривать формулирование историй человеком как когнитивный процесс - один из способов обработки информации о себе и о других людях (только в данном частном случае важную роль играет «нарративная схема»), то тогда нарративная тематика занимает свое скромное место в предметном поле доминирующего в западной науке дифференциально-психологического подхода. Последнее, безусловно, облегчает проникновение таких работ в «мэйнстрим» психологических публикаций, в то же время оставляя в стороне более-менее существенные попытки новаторства в сфере теории и методологии. Таким образом, работы Е. Тжебиньского показывают, что я-нарратив и его аспекты вполне могут рассматриваться как индивидуально-психологические «переменные», наряду с уже принятыми в психологии чертами, мотивами и другими устоявшимися конструктами.

В этом номере мы продолжаем тенденцию, начатую в предыдущем выпуске, и рассказываем о примере применения нарративного подхода не только в психотерапии. В обзоре книги и Интернет-публикаций Джеральда Монка и Джона Уинслэйда рассказывается о нарративной медиации – посредничестве в ситуации конфликтов. Мирные, не-карательные способы выхода из конфликтных ситуаций крайне востребованы в современном обществе, и профессия медиатора постепенно завоевывает популярность. Дж. Монк и его супруга и коллега Стэйси Синклэр приезжали в Москву в сентябре 2006 года и принимали участие в конференции «Возможности системной терапии в эпоху террора и насилия», а также проводили однодневный семинар по нарративной медиации в ЦПРП «Перекресток».

Одним из важных не-карательных направлений разрешения ситуаций, связанных с правонарушениями, является восстановительное правосудие. В России развитием этого направления занимается центр «Судебно-правовая реформа». Мы рады представить читателю статью сотрудника данного центра Антона Коновалова, освещающего формы восстановительной работы в школах. Сотрудники центра «Судебно-правовая реформа» видят большие возможности применения нарративного подхода в своей работе, и мы надеемся на плодотворное длительное сотрудничество с ними.

Одной из центральных публикаций, связывающих вместе теорию и практику, мы считаем статью Майкла Уайта о «церемониях признания самоопределения» или «церемониях переопределения идентичности» (definitional ceremonies), или работе с группами внешних свидетелей. М. Уайт творчески переработал идеи американского социального антрополога Барбары Майерхоф и норвежского психотерапевта Тома Андерсена, создав оригинальную методику, качественно отличающую нарративный подход от других психотерапевтических подходов. Публикация этой статьи – дань памяти Т. Андерсена, скоропостижно скончавшегося в мае 2007 года.

Специалисты в сфере психологической помощи и социальной работы в России имели возможность пообщаться с М. Уайтом в октябре 2005 года. В настоящее время М. Уайт обучает нарративному подходу заинтересованных специалистов в разных странах, в частности, в июне состоялся его семинар в Датском отделении Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца, посвященный работе с травматическими ситуациями и их последствиями. Недавно у М. Уайта вышла новая книга, «Карты нарративной практики»; он постоянно продолжает работать над развитием подхода. Многие его статьи можно прочесть (пока на английском языке) на сайте Далвич-центра (www.dulwichcentre.com.au). На 8-й Международной конференции по нарративному подходу к психотерапии и работе с сообществами он представил трехдневный семинар по применению нарративных идей к работе с людьми, страдающими от психических заболеваний.

Мы рады сообщить также о том, что развитие нарративного подхода в мировом сообществе привело к созданию Института работы с сообществами при Далвич-центре, а также Фонда Далвич-центра, которые приглашают к сотрудничеству. Одним из установочных мероприятий Института является семинар в Москве, проведенный 9-10 июня 2007 года Шерил Уайт и Дэвидом Денборо.

Среди других событий, касающихся тематики нашего журнала, мы хотели бы отметить несколько свежих отечественных публикаций. Обе книги изданы в Институте психологии РАН: это «Конструирование социальных представлений в условиях трансформации российского общества» (2006) Е.П. Емельяновой  и «Психология понимания» (2005) В.В. Знакова.  Работа Е.П. Емельяновой включает несколько глав, содержательно представляющих историю таких направлений, как социальный конструкционизм и этогенетический подход в социальной психологии. В.В. Знаков в своей книге уделяет особое внимание нарративному подходу. Встраивая нарративные идеи в собственную концепцию психологии человеческого бытия, он опирается на работы Дж. Брунера, К.Гергена, Т. Сарбина, Й. Брокмейера, Р. Харре и Е. Тжебиньского. Нашего читателя ожидают встречи с некоторыми из вышеупомянутых авторов на страницах следующих выпусков журнала.

Беседа с Яаном Вальсинером – развитие темы взаимодействия различных психологий, как сказано в заголовке, «по обе стороны созданных границ» в обществе и в науке. Мы надеемся, что читателю будет интересно присоединиться к обсуждению в следующих номерах журнала, а также в пространстве сети Интернет (на страничках narrativepsy.narod.ru и narratoria.narod.ru).

 



[1] Нарратив (от narrative – англ.) – рассказ, повествование, история. Нарративные подходы в целом характеризует интерес к историям в человеческой жизни, а язык, дискурс и истории рассматриваются ими как основные средства построения «я».

[2] Разделение на нарративный и научно-парадигматический модусы познания было введено Дж.Брунером

Сайт создан в системе uCoz