Постнеклассическая психология 2005, № 1

 

От редакции

 

«Скоро сказка сказывается…» — говорит присказка, а мы, тем временем, рады приветствовать читателей на страницах второго выпуска журнала «Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход»!

Несмотря на то, что это — второй номер, для многих читателей он будет первым, поэтому мы считаем нужным напомнить о направленности издания. Журнал призван решить ряд задач: во‑первых, это знакомство русскоязычного читателя с современной зарубежной литературой в рамках направления, которое мы, вслед за В.С.Степиным, можем назвать «постнеклассическим», — с такими подходами, как социальный конструкционизм (social constructionism), нарративная психология (narrative psychology) и нарративная практика (narrative practice), психология сообществ (community psychology), действенное исследование (action research), а также с различными движениями в психологии, психотерапии, социальной работе и смежных дисциплинах, которые объединяет между собой обращение к конструктивистскому, постмодернистскому или «неклассическому» мировоззрению; во‑вторых, важной задачей является создание и расширение профессионального сообщества, пространства общения для тех, кто неравнодушен к перечисленным выше подходам, а также к их идейным «родственникам» в отечественной традиции (среди первейших можно назвать хотя бы культурно-историческую концепцию, иногда именуемую «неклассической»). Хотя это направление и является у нас практически неизвестным (если не иметь в виду отечественные «неклассические» работы в психологии и литературоведении — Л.С.Выготского, М.М.Бахтина и их коллег и учеников, находившиеся долгое время под строгим политическим запретом), для зарубежной психологии оно тоже достаточно ново.

После выхода в свет первого номера «Постнеклассической психологии» мы получили от коллег большое количество устных и несколько письменных откликов, которые помогли нам лучше понять наши цели, задачи и перспективы. Приятно видеть явный интерес к подходам, ценности и принципы которых мы разделяем. Это очень поддерживает нас, помогая продолжать работу над этим проектом.

За год, прошедший с момента выхода первого номера журнала, на «постнеклассическом» ландшафте произошло несколько событий, которые нам хотелось бы отметить. Российское сообщество нарративных практиков развивается, этому свидетельствует возрастающая популярность обучающих программ, связанных с нарративным подходом. Стараниями Н.Савельевой и ее коллег были организованы и проведены обучающие семинары ведущих нарративных практиков — Джилл Фридман (США) и Майкла Уайта (Австралия), а также обучающий семинар по системной терапии Курта Людевига (Германия). В следующих номерах журнала мы планируем представить читателям эксклюзивные публикации Курта, Майкла и их коллег. В момент, когда верстался номер, мы получили приятное известие о том, что в Москву для участия в конференции «Психология образования: региональный опыт» прилетела Джен Аннан (университет Массей), одна из основных активистов нарративного подхода в Новой Зеландии. Расширились контакты с единомышленниками из других городов России и ближнего зарубежья — психологами, социальными работниками, юристами. Это, как нам кажется, хорошая основа для дальнейшего развития нарративного подхода и родственных ему направлений в России.

Мы рады, что отечественная психология уделяет все большее внимание неклассическим направлениям. В частности, вышли в свет первые два номера журнала «Культурно-историческая психология» — этот журнал собирает в себе как работы начала двадцатого века, так и новейшие разработки, обеспечивая тем самым преемственность и обогащение данного направления. Приятно знать, что краткое содержание статей этого журнала доступно зарубежным коллегам, так как издается дайджест на английском языке.

В то же время, мы с искренней печалью сообщаем о том, что мир живых покинули три человека, которые оказали большое влияние на сообщество ученых и практиков — в возрасте 94 лет скончался Теодор Рой Сарбин, один из первых, кто описал нарратив как базовую метафору для психологии (мы еще успели обменяться с ним письмами и получить разрешение на перевод и издание его статьи, она опубликована в первом номере); тяжелая болезнь оборвала жизнь Стива де Шейзера, одного из главных разработчиков краткосрочной терапии, ориентированной на решение (BSFT). В мае 2005 года в возрасте 92 лет ушел от нас Поль Рикер — известнейший теоретик в области гуманитарных наук, перу которого принадлежит трехтомник «Время и рассказ». Мы благодарны им и хотим почтить тот вклад, который они внесли и продолжают вносить в развитие понимания жизни людей и ее улучшение.

В этом номере журнала мы продолжаем публикацию основополагающих работ в области нарративного подхода в академической психологии и консультативной практике. Одной из таких работ стала вышедшая в 1987 году статья «Жизнь как нарратив» известного у нас еще в советские времена американского психолога Джерома Брунера. С его именем у студентов и большинства преподавателей ассоциируются изданная на русском языке в 1977 г. «Психология познания», в которой он предстает как один из основателей когнитивной психологии, «Процесс обучения» (М., 1962) и «Исследование развития познавательной деятельности» (1971). Уже в то время Дж.Брунер очень высоко оценивал работы Л.С.Выготского и состоял в переписке с ведущими советскими психологами, в том числе, с А.Р.Лурия[1]. Однако творчество Дж.Брунера не остановилось в рамках когнитивного подхода, и в середине 1980‑х он выступил инициатором еще одной «революции» в психологии и социальных науках — «нарративного поворота», называемого также «второй когнитивной революцией» (Харре, 1996). Отметим, что первое выступление Дж.Брунера, посвященное нарративному характеру человеческого мышления, состоялось еще в 1983 г. Сейчас он преподает юриспруденцию и психологию в Нью-Йоркском университете, и мы желаем ему долгих лет успешной работы.

Статья К.Гергена, которую мы публикуем в этом номере, — первая из серии его работ, на перевод и издание которых мы получили его разрешение. Хотя ряд публикаций этого известного психолога уже увидели свет на русском языке (см. Аннотированную библиографию в этом номере), нам приятно знакомить читателя с его новыми интересными текстами. В статье «Сотовый телефон и отсутствующее присутствие» К.Герген анализирует влияние современных коммуникационных технологий на человеческую жизнь и формирование «я», в частности. Современные «монологические» и «диалогические» коммуникационные технологии создают возможности для расширения сферы «отсутствующего присутствия» — вторжения в очное человеческое общение смысловых полей, прежде недоступных, чуждых, удаленных. Смеем предположить вслед за автором, что «психология» людей, частью жизни которых являются новые коммуникационные технологии, становится иной. Однако языки описания академической и житейской психологии сложились в основном до стремительного вторжения современных технологий в человеческий мир. Мы задаемся вопросом: насколько мы готовы к описанию и восприятию этих новых феноменов как психологи (и просто как люди)?

Позволим себе здесь немного отойти от строгого формата редакционного введения и высказать некоторые собственные мысли и ассоциации. Текущий абзац, возможно, будет лучше восприниматься после прочтения оригинального текста, — как небольшой редакционный комментарий. Появление сотовых телефонов и международной сети Интернет К.Герген сравнивает с революцией книгопечатания. Каковы психологические и социальные последствия этой новой техно-революции? По К.Гергену, сотовый телефон одновременно и расширяет, и ограничивает идентичность человека через формирование мобильно-опосредствованного сообщества значимых людей: мы начинаем замыкаться на круге непрерывно доступных абонентов, в то же время, являясь доступными для потенциально бесконечного множества удаленных миров. И действительно, не имея долгое время сотового телефона, я (Ф.Б.) начал все больше ощущать себя «выключенным» из высокоскоростного сообщества моих друзей и коллег. Без возможности отправить SMS, в нужный момент позвонить с улицы и т.п., я перестал быть способным координировать с ними свои планы и действия. Поэтому, ощущая на себе такое давление, я оказался как будто вынужденным, почувствовал «острую необходимость» завести мобильник.

Данная статья была написана К.Гергеном в 1999 г., когда возможности мобильной технологии были еще не так велики, как сейчас. Технологические пророчества сбываются — телефоны действительно стали микрокомпьютерами со всеми соответствующими функциями. Сбываются ли пророчества психологические? Появился ли новый тип человеческого взаимодействия? Один из примеров этого — формат SMS-сообщений, предъявляющий новые требования к языку: оказывается, в 160 символов можно уложить очень многое! В качестве другого примера можно привести такое явление, как «флэш-моб», которое приобрело огромную популярность в странах Европы и в последние годы распространяется на крупные города России. Без мобильной связи координация больших групп людей-участников флэш-моба была бы затруднительной.

Также в своей статье К.Герген упоминает о распространении кибер-сообществ, и сейчас мы можем засвидетельствовать множество подтверждений этому прогнозу, в частности, феномен веб-логов (онлайн-дневников, среди которых к наиболее популярным относится сайт www.livejournal.com[2]), заслуживающий отдельной работы. Это яркий пример сложного, разветвленного и пока что весьма демократичного «кибер-сообщества», где реальность переплетается с виртуальностью, а рассказы о жизни с самой жизнью.

С работами К.Гергена в психологию действительно проник «вирус постмодернизма», который заставляет открыть глаза на новую информационную природу человека. Мировая паутина Интернет (WWW, World Wide Web) становится материализованным аналогом постмодернистской «ризомы» (Ж.Делез, Ф.Гваттари) — бескрайнего смыслового поля, где становится сложно понять, существует ли какая-то другая «действительность» за пределами текста? Сейчас все большее распространение получают сотовые телефоны с возможностью выхода в «полноценный» Интернет. Пользуясь словами А.А.Ухотомского в прочтении В.П.Зинченко и М.К.Мамардашвили, человек получает в свое распоряжение совершенно новый экстрацеребральный функциональный орган, «приставку-амплификатор»: потенциально безграничный, мгновенно доступный информационный ресурс. Психологические границы и возможности индивида расширяются вместе с культурой, индивидуальный «текст» переходит в глобальный гипертекст.

Нам приятно, что на страницах нашего журнала начинается диалог между отечественными и зарубежными авторами, по крайней мере в форме интервью с Б.Д.Элькониным, мысли которого, мы надеемся, получат дальнейшее обсуждение в нашем журнале, и отзывов читателей. Статья Д.А.Леонтьева является одной из немногих на данный момент попыток теоретического синтеза, в которой совмещаются и сопоставляются идеи таких разных исследователей и мыслителей двадцатого века, как К.Левин, Л.С.Выготский, М.М.Бахтин, А.Адлер и Л.Бинсвангер. Мы присоединяемся к его призыву расширения кругозора и освоения как зарубежного психологического наследия, так и отечественных «неклассических» концепций, появившихся еще в первой половине двадцатого века. Дмитрий Алексеевич выделяет ряд важных тенденций, объединяющих эти направления.

Тема семьи по-своему звучит в трех публикациях номера: социально-конструкционистский анализ различных форм того, что сейчас значит «быть семьей» — семейного процесса, представлен в работах Л.Беллы, профессора из Канады, и ее коллег; подробный обзор книги Джилл Фридман и Джина Комбса посвящен нарративной работе с супружескими отношениями, в статье Дж.Брунера представлен нарратологический анализ жизненных историй семьи Гудхерц. Если в работе Дж.Брунера и его коллег нам интересен внимательный, изучающий взгляд автора, который дает пример гуманитарного исследования человеческой жизни, выходящего за рамки принятых в психологии личности теоретических конструктов, то подход социальных конструкционистов делает само понимание семьи значительно более гибким, что расширяет возможности движения человека в направлении предпочитаемой жизненной истории.

Нам выпала честь побеседовать с Джилл Фридман во время ее визита в Москву, и мы публикуем интервью — результат этой беседы, а также ответы на вопросы о применении нарративного подхода в консультировании организаций, поднятые Татьяной Миталевой во время интенсивного тренинга-пятидневки. Этот материал дополнен обзором книги Джилл Фридман и Джина Комбса «Нарративная работа с парами… и много чего еще!», который содержит также несколько упражнений, применимых на практике. У Дж.Фридман и Дж.Комбса в изложении Д.А.Кутузовой нам особенно интересно, кроме акцента на рефлексию культурного контекста партнерских отношений, осознанное стремление к уменьшению дисбаланса власти. Именно этот момент, — по сути этический, — на наш взгляд, делает такой подход постмодернистским, а вовсе не его «нарративность». Кроме того, особое внимание уделяется другим вопросам этики: «этики взаимоотношений» и «этики правил».

В составленной нами «Аннотированной библиографии» мы, отвечая на запросы читателей, постарались собрать все известные нам источники, имеющие прямое или косвенное отношение к тематике журнала: здесь и социальный конструкционизм, и дискурс-анализ, и нарратология, и много другое. В ней мы выходим за рамки психологии, и это нормально, ведь постнеклассическая психология тоже не боится выходить за рамки самой себя.

Мы благодарны главному редактору Московского психотерапевтического журнала Т.В.Снегиревой за публикацию поздравления с выходом первого номера «Постнеклассической психологии», А.Г.Лидерсу за поддержку и стимуляцию, А.Н.Гусеву и Д.А.Леонтьеву за помощь в распространении номеров. Отдельное спасибо нашим коллегам из Белорусского Государственного Университета А.А.Полонникову и Б.А.Дробышевскому за предложенное сотрудничество, которое, мы верим, будет в дальнейшем развиваться.

Особенную благодарность мы хотим высказать редакции журнала «Social Research», которые безвозмездно предоставили нам права на перевод и публикацию статьи Джерома Брунера, а также Джерому Брунеру лично. Также мы благодарим Винсента Хеверна, бессменного администратора и редактора сайта www.narrativepsychology.com, главного международного архивариуса этого движения, за помощь и предоставленные материалы. Спасибо Кеннету Гергену за поддержку и разрешение на перевод и публикацию его работ.

Мы рады получать отклики и предложения, касающиеся журнала и нарративного сообщества в целом, по адресу narrativepsy@yandex.ru

 

Филипп Барский, Дарья Кутузова

 



[1] См. более поздние суждения Дж.Брунера о творчестве Л.С.Выготского в: Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский // Вопросы психологии. 2001. №4.

[2] См. например, статью из «Новой газеты», посвященную феномену блоггерства: http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/25n/n25n-s30.shtml

Сайт создан в системе uCoz